Дюссельдорф. Памятник. История.

В Старом городе. Это самая популярная достопримечательность Дюссельдорфа.

Автор этого "Монумента в честь 700-летия основания города Дюссельдорфа" - местный скульптор Берт Герресхайм. Произведение было задумано им как "антивоенный" памятник. Эта бронзовая пластика-триптих, состоящая из 17 "картин", которые "читаются" слева направо.

Левая часть посвящена битве под Воррингом. Крестьяне выступили на стороне графа Адольфа Бергского (Adolf V von Berg). Воруженные примитивным оружием ополченцы должны были испытать смертельный страх. Поэтому и рыцари изображены как всадники смерти из Апокалипсиса.

Центральная часть символизирует тот исторический факт, что 14 августа 1288 года Адольф фон Берг даровал Дюссельдорфу статус города, чем не только нанес удар по прежде почти непререкаемой власти архиепископа на Нижнем Рейне, но и заложил основу для будущей резиденции Бергов. Скреплённая печатями графа и его супруги грамота, щит с "Липпской розой", бергским львом и якорем, дополнены "рыночным" сюжетом - символами мирного развития города.

И, наконец, о правой части триптиха. Усиливая позиции города, граф основал в нём аббатство. Духовную жизнь города и его тесную связь с католическим духовенством автор отобразил фигурами Пап Римских: Николая IV, Лео X, Александра VII, Павла VI и монаха с ковчегом для мощей Святого Аполлинария.

В этом бронзовом произведении, собранном из 450 деталей, можно найти и такие "анахронизмы", как пистолет, хоккейный шлем и полицейская фуражка.

Они попали в композицию не случайно, а по замыслу скульптора, который подчеркивает актуальность темы насилия так: средневековые битвы – в прошлом, а насилие продолжается и поныне.

А теперь вся история с подробностями. Основным источником точного рассказа о событиях 1288 года является подробная "Рифмованная хроника" (Rijmkronijk) - 8948 строк рифмованной хроники! Всё "почти объективно" засвидетельствовал Яна ван Хеелу - он лично видел битву и хорошо разбирался в военном деле. Однако, не стоит забывать, что целью хроники Хеелу было прославление герцога Брабантского и его объективность находится под сомнением.

Всё началось в 1283 году, когда умерла бездетная герцогиня Ирмгард Лимбургская. Возможных наследников было двое и около них образовались две коалиции. Первым претендентом был Рейнальд граф Гелдернский, консорт (т.е. "муж без права владения") покойной герцогини; император Рудольф Габсбург дал ему пожизненное (т.е. без права наследования) право на Лимбург. Его поддержал могущественный архиепископ Кёльна Зигфрид Вестербург, один из сильнейших правителей Западной Германии. В то же время ближайшим кровным родственником герцогини был Адольф граф Берг. Будучи слишком слаб, он продал свои права Жану Победителю, герцогу Брабанта, богатому и агрессивному государю (любителю турниров, большому поклоннику дам, покровителю поэтов, он был союзником французских королей, одним из самых влиятельных нидерландских князей конца XIII века.

В 1288 году, когда горожане Кёльна восстали против своего архиепископа. Жан Брабантский тут же явился к ним на помощь и, по их просьбе, осадил замок Ворринген. Владелец этого замка, стоящего на Рейне, взимал грабительские "пошлины" с проплывавших мимо судов бюргеров Кёльна. Архиепископ Зигфрид решил воспользоваться тем, что его враг зашёл так далеко вглубь вражеских владений и, к тому же, связал себе руки осадой.

Утром 5 июня архиепископ отслужил мессу, отлучил от церкви герцога Брабантского и построил войско тремя отрядами, двинувшись на северо-запад вдоль Рейна. На правом фланге (у Рейна) был сам архиепископ с рыцарями Вестфалии и Рейнланда. Основу каждого отряда составляли рыцари, усиленные легкой кавалерией; имелись также пешие городские ополчения из Рейнланда (Бонн, Андернах и т.д.).

Вскоре Жан Брабантский узнал от разведчиков о приближении врага, отдал приказ трубачам строить войско к бою и, после мессы, выступил навстречу, чтобы вступить в сражение на открытой равнине, где могли бы действовать конные рыцари.

Первым эшелоном двигались брабантские войска, во главе с самим герцогом.

Один из трёх эшелонов Жана находился под командованием графа Берга. В него входили также 4 немецких графа помельче и городское ополчение Кёльна (т.е. повстанцы против архиепископа).

Перед битвой Жан Брабантский посвятил в рыцари ок. 30 сквайров из знатных семей (т.е. им повезло посвятиться в рыцари бесплатно). Несколько братьев Тевтонского ордена пытались примирить стороны, но безуспешно. Затем Жан Брабантский произнес речь, хваля храбрость своих рыцарей, их предков и т.д. и обещая лично сражаться в первом ряду, поскольку у него были лучший конь и вооружение. В отличие от многих других государей, перед боем передававших свои доспехи другим, чтобы не быть узнанными в бою, Жан Брабантский выехал при полном параде. Далее герцог сказал, что вассалы должны защищать его сзади и с боков, а спереди он обо всем позаботится, и если увидят его бегущим или сдающимся в плен, должны убить его сами. При герцоге было двое телохранителей, но ни один не ехал впереди него.

Пошла рукопашная. Брабантское войско стояло в особенно плотном строю, рыцари и сквайры колено к колену, отдельные "знамена" старались помогать друг другу в случае особенно сильного напора на каком-то участке. Раненные и уставшие отходили из первого ряда назад, заменяясь бойцами из задних рядов. Отдышавшись, они возвращались в битву (кстати, все эти высказывания соответствуют определенным строчкам из "Рифмованной хроники", скажем, про смену уставших бойцов - стр. 5224-85).

Архиепископ лично бился с большой храбростью, как и его знаменосец Адольф Нассау, однако к 3 часам дня они стали понемногу отступать. В это время подоспел 3-й эшелон герцогской армии, рыцари и крестьяне графа Берга вместе с кёльнским бюргерским ополчением. Крестьяне Берга носили кожаные жакеты и железные шапочки, только у некоторых имелись нагрудные железные пластины; основным оружием были дубины с шипом (годендаги). Люди из Кёльна были лучше вооружены: некоторые имели кольчуги, остальные хауберки, у многих были мечи. Крестьяне (может, из Дюссельдорфа?)начали кричать свой боевой клич: "Хейя, Берге ромерике", но сперва им было не вполне ясно, кто друзья, а кто враги. Тогда брабантский всадник по имени Баттеле повел их в обход войск архиепископа Кёльна. Как только архиепископ увидел этих грубых крестьян позади, он сразу же захотел сдаться Годфриду Брабантскому, предпочитая такой плен перспективе попасть в руки своих сограждан. Однако земля была так загромождена трупами лошадей, что архиепископ не смог выполнить свое намерение и был вынужден сдаться Адольфу Бергскому, который сразу же увез его в свой замок Монхейм, пообещав герцогу брабантскому не отпускать архиепископа без его позволения.

Однако знамя архиепископа продолжало развеваться над полем боя, будучи установлено на специальной повозке, и вокруг него продолжали упорно сражаться. В конце концов эту твердыню взяли обычные пехотинцы без брони, с мечами и топорами, обычно не принимавшие непосредственного участия в сражениях. Тем временем крестьяне из Берга безжалостно резали рыцарей и их лошадей. Хотя они и были враги, хронист Ян ван Хеелу полагает, что "ужасная вещь", когда столь доблестные рыцари убиваются в спину низкородными крестьянами.

Исход сражения повлек за собой весьма серьезные последствия для каждой из противоборствующих сторон. Архиепископ Зигфрид фон Вестербург очутился в роли военнопленного у графа фон Берга в его "Новум Каструм" (по подписанию мирного договора от 19 мая 1289 года пленник в итоге получил свободу в июле, после 13 месяцев заключения). До тех пор властные функции архиепископа Кёльна осуществлял настоятель кёльнского собора, Конрад фон Берг — брат Адольфа фон Берга.

Победители в битве при Воррингене добились от плененного противника, Зигфрида фон Вестербурга, немалого, он долго не уступал, но затем все же сдался и согласился на выплату 12 000 марок репараций (до трех тонн серебра). Но и это еще не всё. Кроме того ему пришлось отказаться от права строительства крепостей в землях Берга. Адольф фон Берг вернул себе право чеканить собственную монету, каковой возможности в 1279 году лишил его архиепископ. Среди пунктов договора находились и замки и крепости по берегам Рейна, на первом месте среди них стоял снос укреплений Воррингена, за которыми следовали принадлежавшие архиепископу Цонс и Нойенберг. 

Битва под Воррингеном (Die Schlacht von Worringen), 1288, изображена на картине, украшающей зал приёмов ратуши Дюссельдорфа

14 августа 1288 г. Адольф фон Берг даровал Дюссельдорфу статус города и заложил основу для будущей резиденции Бергов. Усиливая позиции города, граф основал в нем аббатство.

Это в целом нанесло удар по прежде почти непререкаемой власти архиепископа на Нижнем Рейне. После освобождения Зигфрид обратился к Папе Римскому за разрешением освободить его от верности клятвам, данных как будто бы под давлением в период нахождения в плену у светских противников. С точки зрения церкви, архиепископ получал право не признавать заключенного договора и принятых на себя обязательств, но в глазах феодалов ситуация выглядела по-другому. Не помог и процесс, затеянный Зигфридом против Кёльна. Кёльн во многих смыслах добился фактически статуса имперского города, а архиепископ перенёс свою резиденцию в Бонн.

Наверное, как небезынтересный факт, следует упомянуть судьбу графа Берга, Адольфа V, т. к. она действительно примечательна. Спустя четыре года после описываемого сражения граф был завлечён в западню и попал в плен к тому архиепископу Кёльна. Так они в буквальном смысле поменялись местами. Разница лишь в том, что графу Адольфу Бергскому уже не довелось увидеть свободы — он так и умер в неволе в конце сентября 1296 г., примерно за полгода до кончины самого Зигфрида фон Вестербурга.